Для получения разрешения на переоборудование или перепланировку жилых домов, жилых и нежилых в жилых домах помещений их владелец или уполномоченное им лицо, наниматель помещения (арендатор - при согласии его владельца) подаёт в орган местного самоуправления заявление о предоставлении разрешения на переоборудование или перепланировку. Какого-либо унифицированного документа, который бы регулировал порядок получения разрешения на перепланировку, в Украине нет. То есть украинское законодательство не регламентирует порядок получения на перепланировку жилья, в том числе частных домов. Местные советы, наделённые полномочиями в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на местах, "вооружённые" ст. 152 ЖКУ, самостоятельно устанавливают правила и порядки получения разрешений на перепланирование жилья, исходя лишь из принципа соответствия существующим нормам в области строительства, санитарно-гигиеническим и пожарным нормам. При этом используются подходы, основанные на реализации прав собственника недвижимости по распоряжению своим имуществом.
Так как действующее законодательство не даёт чёткого определения понятий перепланировки и переоборудования, местные советы в своих нормативных актах, касающихся порядка получения разрешений на такие работы, зачастую дают определения данных понятий, перефразируя и дополняя существующиу. На практике для рассмотрения вопросов, связанных с получением разрешений на перепланировку (переоборудований), в местном совете создаётся специальная постоянно действующая комиссия. Например, техническая комиссия в г. Южном (Одесская область) или межведомственная комиссия (Голосеевский район г. Киева). Названия могут быть разными. Соответственно, и список документов, необходимых для получения разрешения, может немного отличатся.
Приводим приблизительный перечень (исходя из обобщённого анализа практики получения разрешений на перепланировку):
- заявление с прсьбой о выдаче разрешения в свободной форме с указанием причин перепланировки и перечня основных предпологаемых работ;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на частный дом - свидетельства о праве частной собственности, договора купли-продажи или дарения;
- копия технического паспорта БТИ;
- предпроектные предложения или эскизный проект перепланировки;
- нотариально заверенное согласие всех собственников на проведение переиланировки.
Местные советы часто оставляют за собой право требовать дополнительные документы, например: заключение органов пожарного надзора о возможности проведения перепланировки или выводы органов санитарно- эпидемиологического контроля. Поданные документы рассматриваются соответствующим органом местного совета, после чего он выносит своё решение о согласии или отказе в разрешении на перепланировку. На основании такого заключения местный совет принимает окончательное решение. Обычно срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на перепланировку составляет один месяц, что соответствует общему сроку на подготовку ответа согласно Закону Украины "Об обращениях граждан". Местный совет может установить другой срок окончания работ (в соответствии с их сложностью), а также прописать дополнительные условия и/или ограничения.